изыскания
изыскания

Разработка и введение в практику Положения об экспертах строительного комплекса – одна из приоритетных задач для Московского столичного региона.

Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 утверждено «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Данное Положение включает девять разделов:
1 - Общие положения;
2 - Представление документов для проведения государственной экспертизы;
З - Проверка документов, представленных для проведения государственной экспертизы;
4 - Проведение государственной экспертизы;
5 - Результат государственной экспертизы;
6 - Повторное проведение государственной экспертизы;
7 - Государственные эксперты;
8 - Размер платы за проведение государственной экспертизы;
9 - Порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы.

Издание данного документа является, безусловно, своевременным и исключительно важным, поскольку в условиях беспрецедентной интенсификации строительства, возрастания технической сложности строительных объектов, а также осуществления работ, как правило, в сложных природно-техногенных условиях, роль экспертизы существенно возрастает. От уровня экспертизы во многом зависят безопасность строительства, его социальная, экологическая и экономическая эффективность.

На страницах Информационного вестника «МОСОБЛГОСЭКСПЕРТИЗА» (выпуск № 9, октябрь-декабрь 2007 г., стр.41-48) уже обращалось внимание на актуальность реализации системного подхода к обеспечению экспертизой строительного комплекса Московской области. Предлагавшийся подход предусматривал решение ряда задач, в том числе нормативного обеспечения экспертизы, создание специализированных экспертно-консультативных комиссий, подготовки и повышения квалификации экспертов, формирование и ведение территориальных экспертных фондов. В ряду этих задач особое место занимает разработка Положения о государственном эксперте, которое регламентировало бы широкий спектр правовых, организационных и технических требований к деятельности эксперта.

Особо значимой экспертиза становится для строительных комплексов крупных мегаполисов и бурно развивающихся в строительном отношении территорий, к которым в первую очередь следует отнести Московский столичный регион (МСР), включающий г. Москву и Московскую область с их общими чертами природных условий и взаимосвязанными программами строительного развития.

Совершенно очевидно, что уровень экспертных работ определяется, прежде всего, уровнем самих экспертов - их профессионализмом, практическим опытом, добросовестностью, ответственностью и рядом других качеств. С этих позиций упомянутый выше раздел 7 «Государственные эксперты» изданного Положения о государственной экспертизе представляется необходимым, но 'явно недостаточным для решения поставленных задач. В 5-ти пунктах этого раздела (из 60-ти, включенных в указанное Положение) содержатся лишь некоторые общие позиции: необходимость аттестации эксперта (п. 46), его независимость (п.47), не допуск к экспертизе при личной заинтересованности эксперта в ее результатах (п.48), порядок аттестации экспертов (п.49) и квалификационные требования к экспертам (п.50). По-сущестеу отсутствует регламентация прав и обязанностей экспертов, их административной и юридической ответственности, порядка отчетности и контроля и ряда других важных аспектов их деятельности. Не ясен и ряд положений этого раздела, в частности запись в п.49в о получении «статуса государственного эксперта или государственного экспертам. Следует ли это понимать как указание на разные категории экспертов? Не ясна возможность допущения случаев, «когда аттестация (переаттестация) государственных экспертов может проводиться без проверки их квалификации (п.49г), если, согласно п.49а, квалификационные требования являются первичными для решения вопроса об аттестации экспертов. Не ясно и на какой срок аттестуются эксперты.

В этой же связи представляется важным высказать мнение о необходимости выделения нескольких категорий экспертов с очерчиванием сферы их деятельности:

1. Эксперт высшей квалификации (эксперт первой категории) - обладает правом осуществления руководства работой группой экспертов, в том числе осуществляющих комплексную экспертизу проектно-изыскательской документации для объектов любого уровня ответственности и сложности.

2. Ведущий эксперт (эксперт второй категории) - обладает правом осуществления экспертизы отдельных разделов проектно-изыскательской документации, руководить работой группой экспертов, участвующих в экспертизе соответствующих материалов (изыскательских, геотехнического проектирования, строительно-технологических и др.), в том числе прогнозного характера, в частности с расчетом остаточного ресурса строительного объекта (для экспертов по строительным конструкциям).

3. Эксперт (эксперт третьей категории) - обладает правом участия в специализированных экспертных комиссиях в составе соответствующих рабочих групп, но без права составления экспертных заключений только за своей подписью.

Соответственно должны быть определены требования к персональной аттестации экспертов этих категорий, в том числе в части стажа экспертных работ, прохождения повышения квалификации, подтверждения уровня (качества) выполненных экспертных работ (заключений), участию в разработке новых нормативных документов по профилю выполняемых экспертиз и т.д. Так, например, эксперт высшей квалификации должен иметь опыт экспертных работ не менее 10 лет, в том числе по объектам 1 и 11 уровней ответственности в качестве руководителя или заместителя руководителя экспертных групп.

Важнейшее значение имеет создание в регионах, в том числе в Московской области специальных Центров и комиссий по аттестации государственных экспертов.

К сожалению не редки случаи формального подхода экспертов к проведению экспертизы, иногда недостаточно профессионального выполнения этой работы из-за отсутствия опыта, незнания или игнорирования ряда нормативных документов, в том числе государственных стандартов. Часто эксперты ограничиваются перечнем замечаний без их должного обоснования и без включения в экспертное заключение конкретных рекомендаций по устранению недостатков или путям решения сложных вопросов.

Практика последних лет выявила особую актуальность строгой регламентации работы экспертов, осуществляющих экспертизу изыскательских материалов и геотехнической проектной документации.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность разработки и внедрения в строительную практику соответствующего Положения о государственном эксперте. Ниже приводится предлагаемая структура такого документа.

Положение о государственном эксперте стройкомплекса Московского региона. (структура документа)

1. Общие положения. (Основания для разработки данного Положения; область действия; специфика деятельности государственного эксперта на территории Московского региона; статус и категории экспертов; центр и комиссии по аттестации экспертов; порядок утверждения экспертно-аттестационных комиссий; цели и задачи работы экспертов; нормативные ссылки, термины и определения - приводятся в приложениях).
2. Требования к государственным экспертам. (Общие квалификационные требования и специальные требования применительно К разным категориям экспертов и сферам их деятельности).
3. Права и обязанности государственных экспертов. (Два подраздела с развернутым перечислением прав и обязанностей экспертов).
4. Административная и правовая ответственность экспертов.
5. Страхование профессиональной ответственности экспертов.
6. Подготовка и повышение квалификации экспертов.
7. Аттестация и переаттестация экспертов.
8. Основания и порядок аннулирования аттестата экспертов.
9. Порядок Финансирования работы экспертов.
10. Порядок взаимодействия экспертов с организациями строительного комплекса региона.
11. Общие требования к составлению экспертных заключений.
12. Формирование, ведение и использование Фонда экспертных заключений.

Приложения. (В том числе перечень и формы документов, представляемых в аттестационные комиссии; формы экспертных заключений; формы отчетности экспертов, формы документации, передаваемой в Фонд экспертных заключений; другие приложения в дополнение разделов данного Положения).

Учитывая актуальность рассмотренных вопросов, представляется целесообразным их обсуждение на страницах Информационного вестника "МОСОБЛГОСЭКСПЕРТИЗА".